23:02 Почему Call of Duty – это прекрасно? | |
Сериал Call of Duty – самый успешный продукт американского игропрома. Каждый год два с лишним десятка миллионов геймеров покупают новую часть, и конца-края этому не видно. Call of Duty, однако, – излюбленная мишень для критики со стороны геймеров и прессы.
Бизнес и деньги
Сериал Call of Duty, например, извратил суть жанра FPS. Вместо сложных разветвленных уровней – линейные коридоры. Никакой искусственный интеллект противников, отсутствие мало-мальски сложных мест – можно бежать вперед, стрелять от бедра и побеждать. Или скакать на лошади и сбивать вертолеты из ПЗРК. Call of Duty полагается на сногсшибательные спецэффекты – рушащиеся небоскребы, взрывы ядерных бомб, гонки на танках по подземной парковке – но собственно игры в нем не так много. Кто-то назовет это «кинцом», я назову «интерактивным кино», но об этом позже. Другая проблема: издатели игр и, в меньшей степени, разработчики завидуют успеху Call of Duty и пытаются его воспроизвести как в жанре FPS, так и в других. Отсюда – гонка бюджетов (вроде эпопеи с Homefront, одним из гвоздей в гроб THQ), подрывающая финансы издателей средней руки. Отсюда же - мутация, которой подверглась Resident Evil 6. Превращение Assassin’s Creed в ежегодный сериал - тоже отголосок успеха формулы Call of Duty. Все хотят придумать свою формулу интерактивного кино, которое можно выпускать раз в двенадцать месяцев и собирать миллиард долларов. Третья проблема: Call of Duty в равной степени полагается и на мощную сингл-кампанию, и на безупречный мультиплеер. Сингл привлекает пользователей и окупает их 60 долларов/евро, мульти – удерживает в игре и мотивирует не сдавать диск в магазин, а затем – заставляет доплачивать за DLC и премиумные фичи. Так вот, все издатели игр хотели бы воспроизвести это же у себя, отсюда – ненужные соревновательные режимы в Spec Ops: The Line или, скажем, Uncharted 3. Все, что описано выше, легко может вызвать ярость, однако не факт, что Call of Duty действительно в этом виновата. Игровая архитектура а-ля FPS девяностых с лабиринтом коридоров и ключами к дверям безнадежно устарела. На рынке, однако, есть FPS c открытым миром, вроде Far Cry, – полная противоположность линейности. На рынке есть умные, хардкорные, сложные и классно сбалансированные FPS, вроде Halo. Оба типа игр успешны. Поэтому нет никаких проблем с жанром, кроме обиды на то, что Call of Duty продается несколько лучше ваших любимых игр. Сложнее со, скажем так, дурным влиянием успеха Call of Duty на головы людей, отвечающих за будущее индустрии. Оно есть, верно. Но надо всегда держать в голове и другое. Если представить себе, что сериала нет, то привлекательность всей индустрии нормальных человеческих игр внезапно снижается. Миллиард долларов Call of Duty и миллиард долларов Mario Kart – то, что отделяет нас от мира, где есть только условно-бесплатные ММО и инди для PC и пазлы для мобильных платформ. Пока AAA-игры для консолей (95% продаж Call of Duty – версии для консолей) способны зарабатывать такие деньги, будут и инвесторы, готовые вкладывать деньги в разработку Dishonored, BioShock Infinite, Tomb Raider – можете сами дополнить этот список. Поэтому Call of Duty оказывает и здоровое влияние тоже.
Игра и эмоции
Все, что сказано выше, можно назвать непредвзятым взглядом на Call of Duty. Но штука в том, что я с большим удовольствием прошел сингл Call of Duty: Modern Warfare 1, 2, 3 (и с большим отвращением – Black Ops 1, 2). Мультиплеер мне лично был не очень интересен. Я с радостью купил бы и четвертую игру в духе Modern Warfare. Почему? Потому что Call of Duty: Modern Warfare – это идеальная игра о любви к современной боевой технике и сняряжению. Поясню, что я имею в виду, на примере сериала Ace Combat. Это ни в коем случае не авиасимулятор на серьезных щах. Настоящие хардкорные фанаты темы даже не рассматривают игру всерьез. Но для меня и еще миллиона человек это лучшая игра о любви к самолетам. Нас, аудиторию Ace Combat, можно назвать фанатами-лайт. Мы придем на авиашоу МАКС пофоткать самолеты российских ВВС, с удовольствием пересмотрим всех трех «Железных орлов» или «07-й меняет курс», у нас дома могут стоять модельки «Сушек» и «МиГов», но их точные технические характеристики нам не знакомы и за неточность симуляции мы никого ругать не будем. Нам главное – посмотреть на самолеты в деле, а если там где и направда – мы обманываться рады. Сериал Call of Duty: Modern Warfare – примерно то же самое, но в этих играх можно посмотреть «в деле» на весь арсенал Пентагона, на который тратится полтриллиона долларов в год. Именно под то, чтобы по чуть-чуть дать попробовать все, и подобраны персонажи, и подстроена история. Война с партизанами, зачистка города от террористов, тайные операции в тылу врага, вмешательство в гражданскую войну, интервенция в заведомо более слабое государство и, наконец, полномасштабные бои с высокотехнологической армией, вторгнувшейся в США. На каждый случай у американцев и их союзников есть план, есть техника и есть исполнители. Call of Duty: Modern Warfare – интерактивное кино, позволяющее геймеру принять посильное участие, отыгрывая роль хороших парней. Никакой конкуренции у Call of Duty нет ни в других видах искусства, разве что – в новостных выпусках телеканалов. Пять лет назад репортажи из Цхинвала с горящими танками и залпами реактивной артиллерии вызвали бурную истерику на американских форумах. Не в политике дело, а в том, что впервые на Т-72 и Су-25 можно было посмотреть в деле, пусть и недолго. Пять дней люди смаковали каждый кадр, радовались. Даже несмотря на то, что ничего американского там не было. Любовь к боевой технике интернациональна и имеет только косвенное отношение к патриотизму. Несколько лет назад я давал много комментариев о скандалах вокруг сериала Call of Duty: Modern Warfare. Почему-то непрофильная пресса сочла игру антироссийской. Однако на самом деле сценаристы любят нашу боевую технику не меньше, чем свою. И сам факт того, что современная Россия, по их мнению, способна вторгнуться на территорию США, используя обычные вооружения, и еще попутно захватить половину Европы, – огромный комплимент нам. Плохие же парни – это террористы, националисты и гнилые американские политики. Что здесь не так? В начале Call of Duty: Modern Warfare 3 вам нужно проникнуть на российскую лодку класса «Антей» и уничтожить крылатыми ракетами «Гранит» российский же флот у восточного побережья США. Да, сам факт того, что американский спецназ сможет вот так просто взять и перенацелить ракеты, сомнителен. Еще более смешно, что в российском флоте видны силуэты малых ракетных кораблей, которые через Атлантический океан просто бы не перешли. Но когда лодка дает разрушительный залп (отданный как бы благодаря действиям игрока), забываешь и о низком уровне сложности, и о сомнительной реалистичности. Посмотреть на эту сцену от лица как бы участника событий и одновременно с самой красивой точки – уникальный опыт, который в реальной жизни может получить разве что президент России на учениях. Напомню, однако, что в игре вы управляете в этой сцене американцами и уничтожаете русские корабли. Так что дело не в патриотизме. Помимо вот этого милитари-порно, в Modern Warfare есть и действительно сильные моменты, делающие игры цикла искусством. Выживание в огне ядерного взрыва, сцена расстрела от первого лица, теракты в Лондоне – игры воспроизводят не только применение боевой техники, но и контекст войны. Это, опять же, интерактивное кино, но самой высшей пробы. А вот в Black Ops милитари-порно оборачивается милитари-трэшем, пародией на войну. Когда герой скачет на лошади и сбивает один Ми-24 за другим, доверие исчезает, игра превращается в тыкву и мне уже совершенно неинтересна. Однако многих геймеров вштыривает именно милитари-трэш, эдакая Lollipop Chainsaw в мире шутеров. Именно поэтому Activision и чередует два типа Call of Duty. Подводя итог, хочу повторить вещь, о которой уже когда-то писал в «СИ». Называя игру «кинцом», вы на самом деле делаете ей комплимент. Интерактивное кино – вещь, о которой геймеры мечтали еще в девяностые и, наконец, получили. Ничего плохого в этой категории игр нет. Вопрос лишь в качестве. Условно говоря, есть отвратительная Asura’s Wrath – очень плохое интерактивное кино. Есть сингл Battlefield 3 – посредственное интерактивное кино. Есть Heavy Rain – спорное, но все равно великое интерактивное кино. И есть сингл Modern Warfare – крутое интерактивное кино. Если вам не нравится сама категория - глупо придумывать ей уничижительные прозвища. Это очень по-детски. Выбирайте другие игры, благо их существуют тысячи. Ну и, главное, зрите в корень и старайтесь понять, для кого сделана игра, кому она нравится и за что. Тогда при покупках будете реже ошибаться и тратить время зря, а чаще – выбирать то, что интересно именно вам. Поделись новостью с друзьями:
| |
|
Всего комментариев: 0 | |